Гиперактивный ребенок, как ему помочь?

Любой недуг, который обнаруживается у малыша, рождает у родителей лавину вопросов: как быть, что делать, как помочь? В случае с синдромом дефицита внимания и гиперактивности родительская поддержка играет ключевую роль в его успешном преодолении. Основные трудности, с которыми сталкивается ребенок с СДВГ, касаются способностей к концентрации внимания, планированию и предвидению последствий своих действий, регулированию моторной активности (ребенку трудно сидеть на месте, трудно остановиться, успокоиться и т.п.). Зная это, родители должны взять на себя функции "регуляторов". Как это выглядит в реальности. В рамках письменного ответа на Ваш, Анастасия, вопрос трудно охватить все нюансы, однако я суммирую самые основные моменты. Вот несколько групп рекомендаций для родителей, воспитывающих ребенка-дошкольника с СДВГ.


Как взаимодействовать с ребенком?


Упрекать ребенка с синдромом дефицита внимания в его активности, невнимательности, забывчивости, импульсивности и т.д., также бессмысленно, как упрекать, к примеру, голубоглазого человека в цвете его глаз. Правда у ребенка есть преимущество, что со временем и при грамотном подходе его особенности, беспокоящие окружающих, исчезнут или станут менее выраженными. Но когда это произойдет? Не секрет, что ребенок с СДВГ "выматывает", (а порой просто приводит в бешенство) родителей своей активностью и непосредственностью. Гнев, возмущение трудно поддаются контролю, однако, выражая недовольство, избегайте угроз, категоричных слов и выражений. Вместо слов "прекрати", "нельзя", "сейчас ты у меня получишь" предложите ребенку что-то, переключив его внимание. Например, ребенок хочет насыпать соль из пакетика в банку, Вы наверняка уверены, что он ее просыпет, но на уборку сейчас нет времени. Можно сказать: "Сынок, я не могу разрешить тебе пересыпать всю соль сейчас. Ты можешь ложкой насыпать соль в солонку". Либо, если все-таки временной запас имеется: "Как ты думаешь, что нужно сделать, чтоб насыпать ее аккуратно?" А когда возможно дайте случиться тому, что неизбежно.


Старайтесь разговаривать с ребенком спокойным ровным тоном. Обращаясь к нему, будьте не просто в поле его зрения. Необходимо установить контакт глаз, возможно, взять за руку, прикоснуться к плечу.


Организация всей жизни ребенка должна действовать на него успокаивающе. Это, в первую очередь, касается режима дня. Неизменность ежедневных дел, их последовательности, придает ребенку уверенности в стабильности окружающего мира, а значит, не требует излишнего расхода энергии на "предвидение", чего же ждать от следующего момента жизни. Если ребенок посещает детский садик, проблем с режимом обычно нет. В выходные, на каникулах режим также должен соблюдаться. И оправдания, что "завтра можно подольше поспать", "давайте съездим в гости вечером", "пришел друг, с которым не виделись сто лет" - не подходят. К сожалению для взрослых, режим дня в семье должен быть жестким. Детям с СДВГ необходим дневной сон не только в дошкольном возрасте, но и в младшем школьном от 2 до 4 часов ежедневно. Режим приема пищи также должен быть максимально неизменным.
Как и чем заниматься с ребенком?


Оптимальное время для занятий с гиперактивным ребенком - утренние часы, примерно с 9 до11. Поэтому, если ребенок посещает детский сад, "развивать" его вечером после садика нет смысла, даже если он настойчиво требует отвести его в бассейн, на танцы, рисование, пение, борьбу и т.д. Его огромный запас энергии - лишь видимость. Мозг гиперактивного ребенка работает с постоянным перегрузом! Планируя домашние занятия, к примеру, на каникулах, старайтесь выбирать утреннее время.


При выборе игр для ребенка с СДВГ необходимо придерживаться некоторых правил:

  1. в игре должны быть четкие и понятные инструкции;
  2. игра должна быть короткой по времени и удовлетворять потребность ребенка в двигательной активности, помимо задач по развитию внимания и т.п.;
  3. результат игры должен наступать очень скоро;
  4. необходимо иметь в запасе несколько коротких игр, и чередовать их, не позволяю ребенку пресытиться и устать от однообразия.


Как и во что играть?


Приведу несколько простейших игр, доступных родителям в любое время и не утомляющих ни их, ни ребенка-дошкольника.


По пути из магазина домой, например, можно предложить посоревноваться, кто первый увидит синюю машину, девочку в белой шапке, мужчину с собачкой на поводке и т.п. Такое нехитрое развлечение поможет ребенку удерживать в голове инструкцию и тренировать внимательность. При поездке в машине можно посчитать (если малыш умеет считать) или также, кто первый увидит  красные машины, едущие навстречу. (По опыту скажу, что обращать внимание нужно на что-то редкое или не часто встречающееся. Иначе интерес ребенка быстро улетучится.)


"Что у нас нового в комнате?" Положите какой-то небольшой новый предмет (игрушку, вкусняшку, новые фломастеры и т.п.) на относительно видное место, и предложите ребенку его отыскать. Только не прячьте его в труднодоступных местах, ребенок должен иметь возможность найти предмет взглядом.


Как организовать его питание?


В одном американском исследовании (не могу сейчас, к сожалению, дать на него ссылку) приводится факт, что у большинства детей с СДВГ нарушен метаболизм глюкозы. То есть, поев сладкого (сахар, сладкие фрукты, фруктовые соки, сладости, особенно промышленного производства и т.п.), у гиперактивных детей происходит огромный выброс энергии (но ведь мозг ребенка и так работает "на пределе", зачем ему эти "вспышки"?). Понаблюдайте за своим ребенком, если у него это тоже имеет место быть, сладкое должно быть весьма ограничено.


В этом же исследовании указывают, что полный отказ от искусственных красителей, консервантов, ароматизаторов, глутамата натрия, кофеина и шоколада в пище, на протяжении 3-х месяцев приводило к значительному улучшению состояния и поведения детей.


Кроме того, сласти и "искусственная еда" (вышеперечисленная) приводят к недостатку в организме ребенка магния, а этот минерал необходим для спокойного сна. Магнием богаты орехи, семечки, гречка, рожь, овес, бобовые, арахис, зелень.


Важная "пища" для мозга - продукты, богатые холином и лецитином. Эти вещества - строители и защитники нервной системы, - содержатся в яйцах, печени, рыбе и молоке.


Ребенку с СДВГ необходимо полноценное белковое питание, так как вещества, обеспечивающие передачу нервных импульсов от одной клетки к другой (а с этим у гиперактивных детей имеются проблемы), "сооружены" из белков. Источники белка - творог, мясо, яйца, несладкий йогурт (кстати, в йогурте белка больше, чем в молоке).


Витамины группы В значимы для нормальной работы нервной системы. (Вы можете проконсультироваться с врачом, принимать ли витаминный комплекс или ограничиться пищей, богатой этими витаминами).

 

(Статья с сайта http://vladmama.ru/)

Почему ребенок стесняется?

Почему ребенок стесняется? На сегодняшний день списка причин такого поведения не существует. Как правило, причина излишней стеснительности - заниженная самооценка. Есть, правда, одно исключение - стеснительность/осторожность при общении с людьми в норме характерна для детей от 7 месяцев до 2,5-3 лет. В этом возрасте практически все здоровые дети начинают опасаться незнакомых людей (в основном взрослых, но бывает, что и детей тоже).


Это поведение совершенно естественно для малыша. В других возрастных категориях стеснительность - следствие низкой самооценки. Неверно думать, что низкая самооценка формируется у ребенка, которого все вокруг бесконечно третируют, унижают или не обращают внимание. Порой достаточно какой-то мелочи, чтобы ребенок стал вдруг, ни с того ни с сего (с точки зрения взрослого), считать себя ни на что не годным и никому не интересным.

 

Стеснительность - это проявление защитного поведения.

 

Ребенок старается стать незаметным, "надеть маску" в кривляньях, спрятаться за маму, будто "слиться" с ней воедино. "Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет", - словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. "Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня", - показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, "пугается, когда дети начинают жаловаться на нее", то есть опасается, что все узнают какая она на "самом деле" - подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + "Дома требует постоянного непрерывного внимания", - пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе - тоже говорит "за".

 

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно. "Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия+ Что же, теперь я вам отомщу. И буду делать то, что вам наверняка не понравится!" - примерно по такому "плану" действует ребенок. Обратите внимание, что слово "план" я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. "Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас".

 

Что же делать?

 

Во-первых, как ни странно это прозвучит, - "разрешить" стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ей нужно время, что научиться вести себя по-другому. В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. "Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся", - спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

 

То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.
В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии. Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста девочки, который Вы, к сожалению, не указали) стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, "лишался" из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому - Ваша дочь.

 

Агрессивность – обратная сторона застенчивости

 

Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом "отомстить" другим за свои "страдания". Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы "переварить" эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их "осознать" в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.
Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться "вставать" на место другого человека, и принять решение "не бить", не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву.

 

И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов гуманно-личностного подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов "идти" за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по системе М. Монтессори. Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, "обжить" помещение, где проходят занятия. Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия. На Монтессори-занятии у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь.

 

(Статья с сайта http://vladmama.ru/)