Детский массаж: дань моде или панацея?

Сегодня детский массаж пользуется большой популярностью. Его в первую очередь прописывают неврологи и ортопеды при осмотре новорожденного. Является ли массаж действительно универсальным средством избавления от многих пороков развития, или это только современное модное веяние? На этот вопрос ответит специалист по детскому массажу Центра культуры семьи «Планета детей» Александра Кривенко.

Массаж в целом оказывает положительное действие  на организм ребенка, это мощный тактильный раздражитель, поэтому он особенно важен на первом году жизни, так как стимулирует психомоторное развитие.

Мозг младенца, как и мышцы, растет и развивается  исключительно благодаря его использованию. Массажист, воздействуя через кожу, направляет бесчисленные потоки импульсов в кору головного мозга, оказывая стимулирующее действие на центральную нервную систему, нормализуя процессы возбуждения и торможения.

Кроме того, все дети рождаются с физиологическим гипертонусом - преобладанием тонуса мышц-сгибателей над тонусом мышц-разгибателей, а массаж как раз нормализует тонус мышц.

В каком возрасте можно начинать массаж и сколько он должен длиться?

Первый комплекс массажа можно начинать с 1 – 1,5 месяцев. Курс массажа состоит из 10 процедур, которые проводятся ежедневно, либо через день, в зависимости от состояния здоровья ребенка.

Допускается перерыв в курсе на период выходных, если по каким-то причинам попущено больше – необходимо начинать курс заново.

Первая процедура длится около 15 минут, далее ее продолжительность постепенно увеличивается и доводится до 30 минут.

Детский массаж проводится вместе с гимнастикой. Это очень важно, так как массаж подготавливает к движению, а упражнения закрепляют эффект массажа.

Массаж и гимнастику следует проводить в удобное для ребенка время, когда он бодр и сыт (за полчаса до кормления  и не ранее, чем через полчаса после него).

Сколько курсов нужно сделать до года?

У здоровых детей до года существуют пять комплексов массажа: с 1 до 3 месяцев, с 3 до 4, с 4 до 6, с 6 до 9, с 9 до12 месяцев.

В каждый из этих периодов массаж подготавливает мышцы ребенка к выполнению основных навыков, важных в данный момент, например, переворот со спины на живот (и наоборот), сидение, ползание, хождение.

Кому особенно показан массаж?

Показаниями к проведению массажа могут быть:

  • перинатальное поражение ЦНС,
  • дисплазия тазобедренных суставов,
  • кривошея,
  • вальгусная или варусная установка стоп,
  • грыжи небольших размеров.

Для детей, имеющих нарушения психомоторного развития или страдающих какими- либо заболеваниями, массаж и гимнастика еще более важны, чем для абсолютно здоровых малышей. Массаж не является панацеей, часто он сочетается с  мануальными техниками, физиопроцедурами и т.д.

В каких случаях массаж делать нельзя?

Противопоказаниями к проведению массажа являются:

  • все острые лихорадочные заболевания,
  • врожденные пороки сердца, сопровождаются выраженным цианозом и расстройствами компенсации,
  • большие пупочные, паховые, бедренные и мошоночные грыжи,
  • тяжелые формы гипотрофии (атрофия),
  • рахит в период разгара,
  • острые воспалительные поражения кожи, подкожной клетчатки, мышц, лимфатических узлов.

После года

Если до года существует пять массажных комплексов, то после достижения годовалого возраста детям делают общий массаж, как правило, по назначению врача.
Начиная с 3-х-летнего возраста, массаж возможно проводить по областям (грудь, спина, ноги, руки и т.д.).

Как ребенок ведет себя во время и после массажа?

Некоторые дети могут плакать во время массажа, причины могут быть разные.
Очень важен личный контакт с массажистом, так как дети тонко чувствуют энергетику людей, поэтому если у ребенка истерика, которая продолжается в течение нескольких процедур, нужно задуматься о смене массажиста.

Малыш всегда реагирует на нарушение режима дня, поэтому если он недоспавший или голодный, то реакция на массаж будет, скорее всего, отрицательная.
Если у ребенка есть проблемы, связанные с тонусом, ощущения в определенных областях могут быть неприятные, и это тоже может явиться причиной слез.
К концу процедуры малыш может устать и расплакаться. В то же время нельзя допускать, чтобы ребенок закатывался на массаже.
Дети по-разному реагируют на массаж, но чаще всего после процедуры ребенок кушает и спит. Как правило, родители отмечают крепкий, продолжительный сон, без резких вздрагиваний.

(Статья с сайта http://vladmama.ru/)

Родителям о детском зрении

Пожалуй, нет родителей, которые не были бы озабочены тем, как видит их дитя. Эта заметка может помочь своевременно определить возможные нарушения зрения у ребенка. Она подготовлена по материалам главного офтальмолога Красноярского края профессора В.И. Поспелова.

Самые распространенные  глазные болезни у детей – дальнозоркость, близорукость, астигматизм и амблиопия. Кроме того, надо упомянуть заболевания, связанные с нарушением работы глазодвигательного аппарата, - косоглазие и нистагм (подергивание глаза). Они могут проявиться у ребенка, как с рождения, так и в более позднем возрасте и почти ко всем этим недугам существует наследственная предрасположенность.

Косоглазие и нистагм не заметить у ребенка практически невозможно. Поэтому страдающие этой патологией дети сразу попадают к врачу-офтальмологу. Сложнее обстоит дело с постепенным снижением у ребенка остроты зрения. Сами детки родителям об этом никогда не скажут - они просто не замечают, что стали видеть хуже. А родители взглянуть на мир детскими глазами не в состоянии.

С самых первых дней родители могут проверить реакцию на свет. Поднесите ребенка к окну и посмотрите, сужаются ли у него зрачки. Для врачей есть еще много других, косвенных признаков, но такая проверка доступна каждому. Если при проведении проверки   вы обратили внимание на необычный цвет зрачка, это может свидетельствовать о катаракте (зрачок белого цвета), либо о более грозном заболевании - ретинобластоме (зрачок желтовато-зелёного цвета).

Если у малыша постоянно слезятся один или оба глаза, это может означать недоразвитие слезовыводящих путей. Чаще всего с этим можно справиться с помощью специального массажа, но иногда нужна несложная операция.

Проверка бинокулярной фиксации - способность смотреть на объект, не кося глазом. Потребуется любой неяркий источник света, который помещают на расстоянии 30- 40 см на уровне глаз ребёнка. Если   источник света симметрично отражается в зрачках обоих глаз, и вы не замечали проявлений косоглазия при рассматривании объекта, то бинокулярная фиксация у ребёнка в норме. Если же отражение объекта не симметрично, можно говорить о нарушении   бинокулярной фиксации. До шести месяцев непостоянное отклонение допустимо, а если оно сохраняется и позже, требуется осмотр специалиста. Постоянное косоглазие не является нормой в любом возрасте.

Проверка отслеживающих движений глаз можно проводить с момента рождения ребёнка. Для этого можно использовать интересную игрушку или тот же источник света (главное убедиться, что ребёнок следит за движением объекта, который вы перемещаете в различных направлениях - влево, вправо, вверх, вниз по кругу в различных направлениях). Так вы можете оценить: следит ли ребёнок за объектом, нет ли ограничения подвижности глаз, как двигаются глазки - плавно или прерывисто. К четырём месяцам должны сформироваться все типы   отслеживающих движений, а движение глаз должно стать плавным.

Тест на выявление остроты зрения можно проводить у детей, начиная с шестимесячного возраста. Необходимо подготовить лист белой бумаги и сделать из мякиша чёрного хлеба "горошины" 3, 2, и 1 мм. Обследование начинают с самых крупных "горошин". Высыпав 2-3   "горошины" на лист бумаги наблюдаем - заинтересовался ли ребёнок (хлопает ли по ним руками, пытается взять пальчиками). Если ваш ребёнок не   обращает внимания на мелкие крошки и в процессе ежедневной игры не интересуется мелкими предметами (верёвочками, крошками), что характерно для детей шестимесячного возраста, то это может свидетельствовать о снижении остроты зрения.

Тест на определение равноценной остроты зрения обоих глаз - "Кавер-тест". Тест повести легко, если ребёнок сидит за столом на коленях у мамы. Заинтересуйте ребёнка   какой-либо игрушкой, а пока он будет её разглядывать, пусть мама по очереди закроет ладонью то один, то другой глаз, не дотрагиваясь по возможности до его лица. Нормальной будет реакция ребёнка, когда он пытается убрать вашу руку. Если острота зрения одного из них значительно ниже - его реакция на выключение этого глаза из акта зрения будет нейтральной.

Имейте в виду, что при проверке зрения ребёнка необходимо, чтобы в помещении не было слепящих источников света, а ребёнок должен быть спокоен и в хорошем настроении.

В старшем возрасте необходимо обратить внимание на то, как ребёнок играет, рисует. Если при этом он часто прищуривается, подносит игрушки, книги близко к глазам, или низко наклоняет голову к предмету своего интереса - это может свидетельствовать о наличии какого-либо нарушения рефракции (близорукости, дальнозоркости, спазме аккомодации, астигматизме или аккомодативной астенопии).       

Все эти состояния требуют немедленного вмешательства специалиста-офтальмолога, так как компенсаторные возможности зрительного анализатора в детском возрасте очень велики, но в дальнейшем отсутствие внимания со стороны родителей может повлиять на судьбу ребёнка.   

В заключение – несколько замечаний и советов родителям

Известно, что для   нормальной зрительной работы ребенка необходимо «правильное освещение». Но, в отличие от бытующего мнения, не нужно использовать в качестве местного освещения лампу ярче 40-60 Вт. Главное, чтобы она не затенялась.

На прогулке постарайтесь больше заинтересовывать ребёнка удалёнными предметами, потому что игры в песочнице для ребёнка младше 5 лет хоть и развивают мелкую моторику, но равноценны просиживанию за письменным столом.

Одна из причин появления и про­грес­си­рования близорукости у детей связана с длительным напря­жением аккомодации и конвергенции глаз. Оно особенно выражено у детей, ко­торые низко наклоняют голову при чте­нии, письме и другой ра­боте на близком расстоянии. Низкий наклон головы - это вынужденное состояние, которое часто наблюдается уже с возраста 4-5 лет. Поэтому учительское или родительское «Сядь прямо!» оказывают воздействие лишь на несколько минут. Следует помнить, что для ребёнка не имеет значения причина, по которой он плохо видит, и он старается приблизить объект, чтобы увидеть детали лучше. Иногда для того, чтобы избавить ребёнка от этой привычки, достаточно назначения определённых капель.

Избежать развития функциональной близорукости помогут бифокальные сферопризматические очки (БСПО), назначенные врачом-офтальмологом, а наиболее радикальным методом может служить оперативное лечение скрытого расходящегося косоглазия.

Самое же главное – при возникновении подозрений на то, что ребенок недостаточно хорошо видит, не медлите с обращением к врачу-офтальмологу.

 (Статья с сайта http://vladmama.ru/)